Ад в мире Босха занимает особое место. Огонь, критики, стоны. Монстры, уводящие в своих плясках грешников в чертоги ада. Пытки, муки, мучения. Веселье и боль. Сложно поверить, что все эти устрашающие образы и миры появились 500 лет назад в относительно провинциальном городе Хертогенбос (менее чем в часе езды от Амстердама).
Однако у Босха ворон не столько птица — образ дьявола, сколько его орудие пыток. Более того, вероятно Иероним в сцене со стаей, вылетающей из зада грешника, зашифровал дополнительное послание своему зрителю.
Таким образом, ни в чем не повинная птица стала атрибутом похоти, смертного греха, а, вылетая через зад, она намекает на peccata contra naturam (грех против природы, гомосексуализм, мужеложство). Цвет демона также нес негативные коннотации: в синих тонах обычно изображались черти и нехристи всех мастей.
Но все же, дьявол ли эта сова? Дело в том, что Босх черпал свои образы из разной литературы, подобно тому, как Алекс из «Заводного апельсина» вдохновлялся Библией —Иероним вдохновлялся христианскими текстами, описывающими пытки и муки грешников, отправленных во ад. Таких текстов было полно! И самый любимый у Босха – «Видение Тунгдала». Тунгдал — ирландский рыцарь мерзкого нрава, был неугоден Богу и тот, погрузив Тунгдала в каталепсию, отправил в ад, чтобы проучить, ну и чтобы Тунгдал потом рассказал всем, «что такое хорошо и что такое плохо», отвратив людей от греха.
Атрибут дьявольских пыток — гигантская вилка-крюк в его руках — это средневековый инструмент, использовавшийся мясниками на кухнях для свежевания или разделывания туш животных.
Что же Босх хочет сказать зрителю? Дьявол — не где-то в аду обитает, он близко, он проникает в помыслы и поступки людские? Многоликое зло не дремлет? Так или иначе, дьявол Босха интертекстуален, его образ связан с рассказами, картинками, проповедями, преданиями, демонологией, — из всего этого рождается в воображении художника картина и ныне тревожащее зрительское сознание и бередящее глаз.